воздушная-живопись

Японская живопись давно славится своей чистотой и плавностью, каждый, сделанный художником, мазок несет в себе глубокий смысл. Одним из популярных стилей живопись является суми-э (墨絵/すみえ – картина тушью).

Суми-э – японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми – 墨/すみ) и «живопись» (э – 絵/え). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель. 

В 13 веке в Японию приезжают китайские дзэн-монахи, сначала Мугаку Согэн, затем Ранкэй Дорю. Именно с ними связывают возникновение в Японии культуры Китая династии Сун и Юань, в том числе и живописи тушью.

В японском языке существуют два равнозначных термина, обозначающих монохромную живопись: “суми-э” (картина тушью) и “суйбокуга” (水墨画/すいぼくが – картина водой и тушью), или чаще просто “бокуга” (墨画/ぼくが – картина тушью).

Изначально суми-э, писались только черной тушью, но со временем японские мастера начали использовать цветные минеральные краски.

Урагами Гёкудо. Червленные осенней листвой горы

Как известно, основателем суми-э стал дзен-монах Дзенсэцу, он создавал свои работы в пейзажном жанре. Одной и известных картин Дзенсэцу стала «Ловля рыбы при помощи тыквы», которую он выполняет по заказу военного правителя Японии.

воздушная-живопись

В XVIII в. в моду входит китайский стиль бундзинга (文人画/ぶんじんが – «живопись художников-интеллектуалов», 文人/ぶんじん – человек искусства (в классическом Китае)), получивший в Японии название нанга (南画/なんが –  живопись южной школы (в Китае)). Художники бундзинга , считавшиеся «японскими импрессионистами», вдохновленные китайской культурой, особо ценили живопись эпохи династий Юань, Мин и Цинь.

Этот стиль возник как отрицание академических стилей, он выдвигал на первый план экспромт, наитие, сиюминутное настроение художника. Потому главными жанрами нанга стали пейзажи и «цветы-птицы».

воздушная-живопись

Выдающимися мастерами этого направления были Икэно Тайга (1723-1776), Ёса Бусон (1716-1784), Урагами Гёкудо (1745-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835), творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, пытались придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.

Работая в этом стиле, художник не старается показать все и запечатлеть каждую деталь, он обращает свое внимание лишь на то, что на самом деле считает важным. Так он раскрывает красоту природы, как сам видит и чувствует.