Traditsii_yaponskogo_tkachestva

Пришедшее из Китая ремесло в Японии претерпело удивительную метаморфозу. Ручное ткацкое производство в Японии имеет давние традиции. Хотя некоторые из них благополучно изжили себя. К примеру, у мастеров в старину были свои внешние особенности: ткачи отращивали длинные ногти, которые использовали, как инструмент в работе – для обрезки нитей. Подобные ухищрения теперь уже, конечно, не применяются в ткацком производстве. Об этом теперь вспоминают с улыбкой.

Traditsii_yaponskogo_tkachestva

До XVII века в Японии были популярны ткани, изготовленные из льняных и конопляных волокон. Позднее им на смену пришли хлопок и шелк.  Простолюдины одевались в бумажные ткани темных оттенков. Богатые люди могли позволить себе парчу.

Traditsii_yaponskogo_tkachestva

Окраска и декорирование тканей поначалу было двух видов: при помощи печати и узелковая. Богатство японской флоры позволяло создать краски различных оттенков: желтого, голубовато-лилового, красного, индиго и других. Различные регионы хранили семейные тайны изготовления тканей, усовершенствовали мастерство, и подобная практика породила несколько разных стилей ткачества.

Traditsii_yaponskogo_tkachestva

В рисунках преобладали геометрические фигуры, растительные и животные мотивы, религиозные сюжеты.  Мастера могли выразить свои творческие порывы, как в реалистическом, так и в абстрактном стиле.

Рисунки имели свою символику: рис символизировал изобилие и процветание, сосна – долголетие и силу, карп – мужество и стойкость, бамбук –  силу человеческого духа, хризантема или пион – пожелание жить долго. Сочетание символов рождало новое  значение, например воробьи, тигр и бамбук вместе являлись символом счастья.

Японцам удавалось изготовить совершенно роскошную парчу, весьма сложную в изготовлении. Окрашивалась такая парча при помощи трафаретов. Трафареты были сложными с выпуклой текстурой, которая достигалась при помощи нескольких слоев бумаги и тонких шелковых нитей.

Traditsii_yaponskogo_tkachestva

В XVII веке появилась техника печати с использованием рисовой массы (в других странах подобную роль играл воск) – для оставления не прокрашенных участков ткани. Этот удивительный метод позволил при многократном окрашивании получать много новых цветовых оттенков.