По следам Фотобиеннале-2016: Тропинка к бессознательному

Тема Японии была одной из центральных на Фотобиеннале-2016 в Мультимедиа Арт-Музее (Москва). Наш рассказ об этом мероприятии останется неполным, если не упомянуть японского художника Осаму Сиихара, одного из первых японских фотографов-сюрреалистов.

Если Хироши Сугимото и Сюнсукэ Франсуа Нандзё, о которых мы рассказывали ранее, осознанно наполняют свои работы смыслами, то Осаму Сиихара мыслил иначе.

yaponskii-hudozhnik-osamu-shiihara

“Меня не покидает ощущение, что хотя живопись не бывает абсолютно свободной от общества, культуры или жизни, попытки заставить зрителя извлечь из картины определенное значение являются порочными”, – цитирует художника в своей аннотации Мультимедиа Арт-Музей. “На мой взгляд, – продолжает О.Сиихара, – это не есть подлинная форма искусства. Правильнее просто делать нечто такое, на что можно смотреть не спеша и получать удовольствие”. Но нам показалось, что сюрреалист О.Сиихара здесь немного лукавит. В показном бессмыслии сюрреализма смыслов много, даже слишком много…

yaponskaya-zhivopis

Сейчас работы выставки “Модернизм в японской фотографии. 1930-е” считаются уже классикой. Тогда же, в начале XX века, это было абсолютно новым явлением.

Молодой О.Сиихара, отучившись в Токийской художественной школе (современный Токийский национальный университет искусства и музыки) на факультете западной живописи, открыл собственную мастерскую. В начале 1930-х годов он увлекся фотографией и вступил в клуб “Тампей”, выступавший за смелое, авангардное экспериментирование в фотографии. Например, излюбленный прием авангардистов – фотограмма (получение изображения на фотобумаге или пленке без применения фотоаппарата) – помогала уйти от привычности: от буквального изображения того или иного предмета, от обычной перспективы. Предметы зачастую превращались в игру светотени, обогащая, как верили авангардисты, человеческое восприятие, уводя от реальности.

yaponskii-hudozhnik-osamu-shiihara

Соляризация и псевдосоляризация (приемы, вызывающие ослабление почернения; то есть то, что в природе мы видим черным, на соляризованных снимках получается белым; например, черные металлические конструкции могут выглядеть, как белое или желтоватое кружево), множественная экспозиция (эффект наложения и совмещения фотографий), сочетание фотографии и рисунка. Вкупе с фотограммой это любимые приемы О.Сиихары, дававшие ему право называть свой подход к фотографированию именно “фотоживописью”.

Участники клуба “Тампей” не интересовались социальной фотографией и поисками места фотографа и его работ в обществе. Снимок, с их точки зрения, должен был, прежде всего, отражать внутреннее видение художника. Может быть, поэтому, настолько поразил Осаму Сиихара сюрреализм.

В 1937 году в Токио, Нагое и Осаке прошла первая в Японии выставка западных художников-сюрреалистов. После этого члены клубов “Тайпей” и “Фотоклуб Осаки” создали “Группу авангардной образности” и стали первыми японскими фотографами-сюрреалистами.

Сюрреализм – направление, полное намеков, деформированной реальности, снов наяву. Абсурдное, противоречивое сочетание образов, иррационализм, самоуглубление, свобода.

Среди задач сюрреализма – помочь нам – зрителям прикоснуться к творческому бессознательному художника и раскрыть собственное бессознательное восприятие. В природе человека – искать и создавать смыслы. То есть мы не только (с переменным успехом) выявляем идеи, заложенные художником, но и наделяем то или иное явление жизни своими собственными смыслами. Наблюдения за этим смыслотворчеством расширяет наши познания о самих себе. То, что мы видим на картинах Осаму Сиихара, призвано рассказать нам не столько о художнике, сколько нас самих. Сюрреалисты подразумевают способность их зрителя к активному самоанализу, интуитивным прозрениям, поискам себя.

Художники-сюрреалисты могли работать в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под гипнозом – всё ради того, чтобы дать слово своим “глубинам”. Но иногда сюрреалистические техники преследовали и другую цель – высказать продуманные идеи, разорвав обыденные представления.

osamu-shiihara-yaponiya-iskusstvo

Нам показалось, что О.Сиихара принадлежит все-таки к этому второму типу сюрреалистов. Не похоже, чтобы он доводил себя до измененного состояния сознания (по крайней мере, мы не нашли тому документальных подтверждений). Исследователи его творчества говорят о продуманности его композиций, то есть, если уж он и стремился выбить у зрителя почву из-под ног и увести от обыденного восприятия, он делал это осознанно. Может быть, какие-то свои работы он создал просто для приятного созерцания, “чтобы смотреть не спеша и получать удовольствие”, но некоторые картины буквально заставляют зрителя генерировать смыслы…

У меня в памяти ярко запечатлелись только две. На одной – девушка моет голову в тазике. Удивительно, но просто смотреть и получить удовольствие не получилось ни у меня, ни у подруги. Мы почти в один голос воскликнули: “Как?! И ОНИ ТОЖЕ?!”. Вспомнились родители, наше советское детство, отключения горячей воды, шесть соток без водопровода, мама, моющая голову себе и нам в тазике – именно так, как показал Осаму Сиихара. Как?! Неужели и японские женщины вот так неизящно, “совково”, по-бедняцки, мыли голову в тазиках? Признанный художник утверждает, что в этом есть красота. Так в этом была красота?..

И вторая фотография, от которой долго не хотелось уходить. Семья в традиционных японских костюмах уходит в пески. Песку отдано столько пространства кадра, что он здесь, наверное, главный герой. Сложная ли это полоса, которую преодолела Япония, сохранив свою древнюю культуру? Или это пески забвения? И нынешняя глобализация и космополитизм вытесняют “ту” Японию – с гейшами, шелками, пейзажами, бытовыми сценками и стихами, – влюбившись в которую, многие из нас сели грызть хирагану-катакану и зубрить иероглифы…

6 июня 2016 г.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*