Темы взаимодействия прошлого и настоящего, человека и природы, реальности и зрительского восприятия поднимает Хироши Сугимото – японский художник, работы которого были представлены в этом году на Фотобиеннале в Мультимедиа Арт-Музее (Москва).
Мы уже писали о диалоге прошлого и современности в стихах А.Черкасенко и об утопических мирах Сюнсукэ Франсуа Нандзё.
Идея С.Ф.Нандзё, что Природа все же нейтральна к тому, что происходит с человеком, созвучна с попыткой Хироши Сугимото изобразить объективную среду нашего обитания, как она есть, как будто без «человека смотрящего».
Три серии, которые были выставлены недавно в Арт-Музее («Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи»), на первый взгляд, очень далеки от Японии, да и вообще от любой конкретной страны и культуры. Это своеобразный обзор «базисов» нашей цивилизации, они всечеловечны, архетипичны.
Хироши Сугимото ставит перед собой несколько задач: понять, что же такое реальность; увидеть природу в первозданном виде; найти связи древнего с современным.
Как заглянуть в глаза реальности? Мы все знаем, что фильмы — это иллюзия. Хироши Сугимото уже много лет приходит в кинотеатры и снимает весь фильм на камеру с открытой диафрагмой. В итоге он получает весь фильм… в одном кадре, причем экран видится таким, каким его никогда не увидит человеческий глаз. Сначала удивляешься однотипности его снимков: темный безлюдный зал, проступающие контуры сидений и яркий светящийся экран. А после первоначального недоумения и легкого разочарования понимаешь, что эти снимки, как заметила директор музея Ольга Свиблова «что-то с нами делают». Что-то «магическое».
Что же мы видим? К чему сводится фильм, если запихнуть его в один кадр? К гипнотическому свечению. Фильм ли это ужасов или фильм катастроф, или мультик «Белоснежка», мы зачарованы этим странным свечением экрана, который транслирует нам нечто и ничто одновременно. Обычно под воздействием иллюзий кино мы испытываем гамму настоящих чувств. Любопытно, что Хироши может перечислить названия всех фильмов, которые представлены на той или иной фотографии! Так что же такое реальность?..
Следующий ряд — однотипные черно-белые снимки моря. Сначала вновь испытываешь удивление на грани разочарования, а потом (в нашем случае – уже покинув выставку) понимаешь, что ты… чувствуешь море! Будто ты и вправду только что постоял на берегу! Чувствуешь ветер и запах. Все же права, наверное, О.Свиблова, и эти снимки «что-то делают с нами на уровне физиологии»…
Сам художник начал снимать серию морских пейзажей в поисках первозданной природы. Задача Хироши, по его словам, — «передать вИдение древних людей», показать «пра-природу», осколки которой доступны нам до сих пор, потому что моря и океаны пока подверглись минимальным изменениям от воздействия нашей цивилизации (в отличие от других уголков природы). «Меня всегда интересовала связь природы с человеком, именно поэтому я начал серию морских пейзажей, — рассказывает Хироши. — Для меня очень важно исследовать воду и отражать природу Японии в своих работах, передавать первозданность природы, не тронутой человеком. Я надеюсь, у меня получается диалог с духовностью Природы и я могу услышать древних людей».
Больше всего художника интересует понятие времени. «Оно для меня первостепенно, — признается он. — Камера — как машина времени, а фотография служит инструментом, с помощью которого я осмысляю время. Посредством камеры я могу попасть во время до сотворения мира».
Фотографии третьей «линии» – древний лес. Или не древний? Такое ощущение, что древний, но Хироши играет с ощущением времени и реальности, поэтому однозначно сориентироваться у зрителя не получится. Дикие звери, поедающие друг друга друг за другом. Красиво. А потом узнаешь, что для Хироши Сугимото – эта диорама прямо ассоциируется с современным Нью-Йорком…
«Мои фотографии существуют в неком пространстве между предметами, вводящими в заблуждение, и пребывающими в заблуждении зрителями», — пишет художник.
Он — великий фантазер. Приоткрывая нам свою творческую лабораторию, он признается, что идея, концепция той или иной работы или серии работ рождается у него в голове – «от нее я отталкиваюсь, а потом я воплощаю ее в реальность».
И эти три серии – вершина айсберга его поисков! Одна из ранних вех его творчества — фотоработы, посвященные архитектуре, где он также, по его словам, исследует время. Но не только. Он хочет «посмотреть на архитектора: что было в его голове, когда он задумывал свои здания». Снимки намеренно размытые: «Разум архитектора полон грез»…
Кстати, много лет спустя Хироши Сугимото сам стал архитектором… «Как архитектор я молодой и недорогой», — шутит художник. Последние несколько лет он строит свое здание – галерею с тоннелем, куда солнце проникает только раз в году, в день зимнего солнцестояния. Галерея построена из японского камня, как и императорский дворец. Хироши говорит, что «сам ездил в карьер, чтобы получить такую структуру камня, как будто он из каменного века» (камень мягкий). «На выходе будет Сад камней, — делится своими замыслами мастер. — Мне очень важно, чтобы здесь были камни.
Для своего проекта он выбрал «особое место» — между Токио и Киото: «здесь есть нетронутая природа – и море».
Хироши коллекционирует предметы искусства древних людей и метеориты, осуществляет театральные постановки, для которых сам разрабатывает и дизайн сцены, и дизайн костюмов.
Он посещает священные места Японии. «Я стараюсь провести там какое-то время в одиночестве, чтобы очиститься. И я чувствую, как наполняюсь чистой энергией», — рассказывает Хироши.
Прикасаясь к его творчеству, слушая интервью, быстро доходит, насколько же этот фантазер и космополит пропитан Японией, неотделим от нее…
Очень любопытен его проект в Тоскане (Италия), который Хироши Сугимото затеял, вдохновленный идеями «присутствия отсутствия» и «нулевой точки отсчета». «Мне бы хотелось вернуться к «нулевой» точке отсчета, однако физически это сделать невозможно… «Нулевую точку» можно увидеть, только воспользовавшись своим воображением, но она применима ко всем сферам нашей жизни, к нашему сознанию, к любому проявлению человека»…
Еще одна выставка «Сегодня – конец света». «Здесь совсем иная концепция, — комментирует Хироши. — Я придумал истории о том, чем может закончится наша цивилизация. Все истории – наполовину шутка. Одна из них — сильное увлечение японцев резиновыми куклами: цивилизация вымрет, так как молодые люди теряют интерес к живым женщинам…» Ураган, метеориты, обесценивание искусства – также в списке возможных сценариев конца…
Что же он ищет? Зачем? Может быть, это поиски Бога?.. Или некоего островка в своем внутреннем мире? Говорят, внутри сознания каждого человека есть «островок незатронутости», свободный от любого влияния, истинный, может быть, древний, созвучный той «пра-природе», следы которой Хироши Сугимото находит в настоящем и показывает нам в своих фотоработах… Не на поиски ли этого островка внутри себя зовет нас художник?..
По материалам интервью Хироши Сугимото, размещенного на сайте Мультимедиа Арт-Музея
Comments: