Японские национальные музыкальные инструменты известны и любимы жителями страны восходящего солнца. Их и по сей день широко используют, например, в театрах кабуки (歌舞伎 かぶき Кабу́ки (яп. классический театр)) и бунраку (文楽 ぶんらく театр кукол «Бунра́ку»), многие современные исполнители и композиторы используют звучания старинных японских инструментов в своей музыке, а режиссеры в фильмах. Ни один мацури (祭り まつり праздник, празднество) не обходится без музыкального сопровождения, а обучение игре на некоторых музыкальных инструментах входит в образовательную программу будущих гейш.
Самый известный среди всех японских инструментов – это сямисэн (三味線 しゃみせん сямисэ́н (яп. широкораспространённый трёхструнный щипковый инструмент)). Аналог нашей русской балалайки. Этот инструмент имеет достаточно широкий тембральный диапазон, что обеспечивает ему широкое применение. Сямисен изготавливается из дерева, имеет всего 3 струны, а его корпус обтягивается кожей. Играют на нём с помощью плектра. Изменяя размеры шейки, материал струн и плектра, можно варьировать тембр этого инструмента. Благодаря этому существует огромное количество разновидностей этого инструмента.
Целое семейство японских флейт называют фуэ (笛 ふえ флейта; свирель; свисток; дудка). Они изготавливаются из бамбука и в зависимости от длины бамбуковых стеблей и расположения их между собой, насчитывается целое множество различных флейт. Например, флейта сё (笙 しょう губной орга́н) имеет семнадцать стволов разной длинны, а флейта сякухати (尺八 しゃくはち сякуха́ти (вид кларнета)) всего один.
Семейство японских барабанов – тайко (太鼓 たいこ барабан), имеют жёсткий бочкообразный корпус из дерева, к которому прикрепляется мембрана из кожи животного. Барабаны сильно разнятся по размерам: от небольших ручных, до барабанов высотой с рост человека. Существуют конечно и барабаны для широкого круга потребления, но, если придерживаться традиций, тайко изготавливают из цельного ствола дерева. Время изготовления барабана может достигать нескольких лет, а срок службы – столетия. Внутри корпуса барабана наносят разного вида резьбу, и от этого зависит звучание инструмента. Много лет назад под звуки этих барабанов маршировали грозные воины, а сейчас они являются неотъемлемой частью празднеств и церемоний.
Ещё один традиционный японский инструмент – кото (琴 こと ко́то (яп. тринадцатиструнный муз. инструмент)), собрат русским гуслям и европейской арфе. Согласно мифологии, кото олицетворяет спящего дракона. Это струнный инструмент (обычно 13 струн) с длинным резонирующим корпусом из дерева. Струны подпираются подвижными колками, которые обеспечивают инструменту множество вариантов настроек звучания. Играют на инструменте тремя пальцами – большим указательным и средним, на которые надеваются специальные «ногти»-медиаторы.
В Японии есть ещё одно интересное музыкальные приспособление – музыкальные колодцы суйкинкуцу (水琴窟 すいきんくつ яп. буквально пещера водного ко́то).
Не глубоко в землю зарывают перевернутый металлический или керамический кувшин, а в донышке делают отверстия. Над кувшином располагают воду.
Например, такие суйкинкуцу устанавливали рядом с рукомойниками, либо как элемент ландшафтного дизайна в японских садах. Вода проникает через отверстия в донышке кувшина и издает звуки, подобные колокольчику.
Сегодня, такие колодцы устанавливают во многих скверах в Японии, магазинчиках и даже в частных домах.
Comments: