Тема Японии была одной из центральных на Фотобиеннале-2016 в Мультимедиа Арт-Музее (Москва). Наш рассказ об этом мероприятии останется неполным, если не упомянуть японского художника Осаму Сиихара, одного из первых японских фотографов-сюрреалистов.
Если Хироши Сугимото и Сюнсукэ Франсуа Нандзё, о которых мы рассказывали ранее, осознанно наполняют свои работы смыслами, то Осаму Сиихара мыслил иначе.
«Меня не покидает ощущение, что хотя живопись не бывает абсолютно свободной от общества, культуры или жизни, попытки заставить зрителя извлечь из картины определенное значение являются порочными», — цитирует художника в своей аннотации Мультимедиа Арт-Музей. «На мой взгляд, — продолжает О.Сиихара, — это не есть подлинная форма искусства. Правильнее просто делать нечто такое, на что можно смотреть не спеша и получать удовольствие». Но нам показалось, что сюрреалист О.Сиихара здесь немного лукавит. В показном бессмыслии сюрреализма смыслов много, даже слишком много…
Сейчас работы выставки «Модернизм в японской фотографии. 1930-е» считаются уже классикой. Тогда же, в начале XX века, это было абсолютно новым явлением.
Молодой О.Сиихара, отучившись в Токийской художественной школе (современный Токийский национальный университет искусства и музыки) на факультете западной живописи, открыл собственную мастерскую. В начале 1930-х годов он увлекся фотографией и вступил в клуб «Тампей», выступавший за смелое, авангардное экспериментирование в фотографии. Например, излюбленный прием авангардистов — фотограмма (получение изображения на фотобумаге или пленке без применения фотоаппарата) — помогала уйти от привычности: от буквального изображения того или иного предмета, от обычной перспективы. Предметы зачастую превращались в игру светотени, обогащая, как верили авангардисты, человеческое восприятие, уводя от реальности.
Соляризация и псевдосоляризация (приемы, вызывающие ослабление почернения; то есть то, что в природе мы видим черным, на соляризованных снимках получается белым; например, черные металлические конструкции могут выглядеть, как белое или желтоватое кружево), множественная экспозиция (эффект наложения и совмещения фотографий), сочетание фотографии и рисунка. Вкупе с фотограммой это любимые приемы О.Сиихары, дававшие ему право называть свой подход к фотографированию именно «фотоживописью».
Участники клуба «Тампей» не интересовались социальной фотографией и поисками места фотографа и его работ в обществе. Снимок, с их точки зрения, должен был, прежде всего, отражать внутреннее видение художника. Может быть, поэтому, настолько поразил Осаму Сиихара сюрреализм.
В 1937 году в Токио, Нагое и Осаке прошла первая в Японии выставка западных художников-сюрреалистов. После этого члены клубов «Тайпей» и «Фотоклуб Осаки» создали «Группу авангардной образности» и стали первыми японскими фотографами-сюрреалистами.
Сюрреализм — направление, полное намеков, деформированной реальности, снов наяву. Абсурдное, противоречивое сочетание образов, иррационализм, самоуглубление, свобода.
Среди задач сюрреализма — помочь нам — зрителям прикоснуться к творческому бессознательному художника и раскрыть собственное бессознательное восприятие. В природе человека – искать и создавать смыслы. То есть мы не только (с переменным успехом) выявляем идеи, заложенные художником, но и наделяем то или иное явление жизни своими собственными смыслами. Наблюдения за этим смыслотворчеством расширяет наши познания о самих себе. То, что мы видим на картинах Осаму Сиихара, призвано рассказать нам не столько о художнике, сколько нас самих. Сюрреалисты подразумевают способность их зрителя к активному самоанализу, интуитивным прозрениям, поискам себя.
Художники-сюрреалисты могли работать в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под гипнозом – всё ради того, чтобы дать слово своим «глубинам». Но иногда сюрреалистические техники преследовали и другую цель – высказать продуманные идеи, разорвав обыденные представления.
Нам показалось, что О.Сиихара принадлежит все-таки к этому второму типу сюрреалистов. Не похоже, чтобы он доводил себя до измененного состояния сознания (по крайней мере, мы не нашли тому документальных подтверждений). Исследователи его творчества говорят о продуманности его композиций, то есть, если уж он и стремился выбить у зрителя почву из-под ног и увести от обыденного восприятия, он делал это осознанно. Может быть, какие-то свои работы он создал просто для приятного созерцания, «чтобы смотреть не спеша и получать удовольствие», но некоторые картины буквально заставляют зрителя генерировать смыслы…
У меня в памяти ярко запечатлелись только две. На одной — девушка моет голову в тазике. Удивительно, но просто смотреть и получить удовольствие не получилось ни у меня, ни у подруги. Мы почти в один голос воскликнули: «Как?! И ОНИ ТОЖЕ?!». Вспомнились родители, наше советское детство, отключения горячей воды, шесть соток без водопровода, мама, моющая голову себе и нам в тазике – именно так, как показал Осаму Сиихара. Как?! Неужели и японские женщины вот так неизящно, «совково», по-бедняцки, мыли голову в тазиках? Признанный художник утверждает, что в этом есть красота. Так в этом была красота?..
И вторая фотография, от которой долго не хотелось уходить. Семья в традиционных японских костюмах уходит в пески. Песку отдано столько пространства кадра, что он здесь, наверное, главный герой. Сложная ли это полоса, которую преодолела Япония, сохранив свою древнюю культуру? Или это пески забвения? И нынешняя глобализация и космополитизм вытесняют «ту» Японию — с гейшами, шелками, пейзажами, бытовыми сценками и стихами, — влюбившись в которую, многие из нас сели грызть хирагану-катакану и зубрить иероглифы…
6 июня 2016 г.
Комментарии: