Фудзияма — (Фудзи, Фудзисан, яп. 富士山/ふじさん Фудзисан) -действующий стратовулкан на японском острове Хонсю в 90 километрах к юго-западу от Токио. Высота вулкана — 3776 м (пик Кенгамине, самая высокая точка в Японии). В настоящее время вулкан считается слабоактивным, последнее извержение было в 1707—1708 годах. Гора является основной достопримечательностью и символом Японии. В 1936 году, вместе с пятью озерами, она стала частью Национального парка Фудзи-Хаконэ-Идзу, площадью 1 227 км. кв. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Классический образ священной горы Фудзи — курящийся вулкан с острой вершиной, вечно покрытый льдом. Японцы считали её горой даосских бессмертных; поднимающийся дым якобы исходил от зажжённого в жерле эликсира бессмертия. Любой, кто покорит вершину, это бессмертие приобретёт.
По словам историка и учёного-япониста Александра Мещерякова, данный образ Фудзиямы, воспетый в литературе и изобразительном искусстве, сильно отличается от реального.
«Когда художник периода Эдо давал жизнь своему панно, нарисовав «Истинный Вид горы Фудзияма», он вовсе не подразумевал, что его живопись должна близко напоминать реальную гору. Скорее это был «истинный вид», изображающий её прекрасную форму, чтобы люди видели, какой гора Фудзияма должна быть.»
В частности, не соответствует действительности распространённое представление о Фудзи как о горе, скованной вечными снегами: два месяца в году — в июле и августе — снега нет.
Также неверными являются принятые в японском искусстве очертания горы: склоны её часто изображаются отвесными и неприступными, часто «под 45 градусов»; иногда Фудзи даже представляется в виде конуса, покорить который способны лишь избранные (по легенде, это удалось принцу Сётоку)
Фудзи-сан, как её называют сами японцы, в знак глубокого уважения, является священным местом для многих паломников. На её вершине удобно расположился синтоистский храм – дзиндзя (神社/じんじゃ), их строят только в священных живописных местах. Помимо храма, поскольку гора самая высокая точка Японии, тут установлена метеостанция и почта.
Легенда об огненной сущности
Согласно японской легенде, прекрасная богиня Фудзи, Конохану Сакуя-химэ, гуляла по берегу озера и там её увидел Ниниги, внук богини Аматэрасу, спустившийся на землю для поддержания порядка. Он влюбился в Конохану и решил жениться на ней.
Ниниги отправился к отцу девушки, богу гор Оямацуми, но тот сказал, что у него не одна, а две дочери. Если Ниниги возьмёт в жёны прекрасную Конохану, их дети будут красивы, но непостоянны, подобно лепесткам сакуры, уносимым ветром. А вот если внук Аматэрасу женится на другой его дочери, то пусть она некрасива и её дети тоже не будут отличаться красотой, но зато будут крепки и непоколебимы как камни, из которых сложен горный склон.
Ниниги взял в жёны Конохану, но из-за того, что та уже успела зачать от его пылкого взгляда в момент их первой встречи, внук Аматэрасу решил, что она ему изменила и отказался признавать их будущее дитя. И тогда Конохану объявила, что она на небесном суде готова доказать свою супружескую верность. Когда настал час родов, она заперлась в деревянном доме и подожгла его, сказав, что если она и её ребёнок выйдут из пламени невредимыми, это станет подтверждением того, что она была верна своему супругу. Так и случилось: ни сама Конохану, ни трое её сыновей не пострадали от огня. И тогда Ниниги был вынужден признать, что был неправ. Он извинился перед супругой и та его простила. А их дети стали тремя божествами огня.
С тех пор за горой Фудзи, богиней которой и была прекрасная Конохану, закрепилась ещё одна символика: она стала считаться символом чистоты и верности в семейной жизни.
Также эта легенда объясняет огненную сущность, сокрытую внутри заснеженного конуса Фудзи.
Комментарии: