Японская каллиграфия это не просто умение красиво писать. Японцы настолько удивительный народ, что вкладывают смысл и душу даже в такое занятие. Ценность произведений скрыта в совокупности соотношений белой бумаги и угольно-чёрных штрихов, ощущений и образов, которые вызывает произведение. Сами японцы, считают, что это искусство намного сложнее, чем, например, живопись. Хотя, именно с живописью каллиграфию и сравнивают, отводя на второстепенный план смысл написанного. Энергичность мазков, их ширина, пластика, даже разводы на бумаге, все это создает впечатление не просто холста с текстом перед зрителем, а картины.
Японцу, для каллиграфии надо не много — набор кистей, специальная тушь из угля или копоти, в виде бруска, тушечница, в которой брусок туши растирается и смешивается с водой, японская рисовая бумага с подложкой, и пресс-папье. У настоящих мастеров хранятся сотни кистей для различных целей.
В качестве текстов для произведений выступают короткие мудрости, лирические образы, небольшие стихотворения, даже иногда просто слово или словосочетание. Часто, каллиграфические произведения сопровождают изображения и гравюры.
Перед началом работы мастер должен успокоиться, полностью освободить сознание от мирских проблем, выдохнуть и максимально сконцентрироваться, обдумать написание и детали, ведь попытка на написание лишь одна. В каллиграфии не допускается исправление линий, замазывание ненужных черт и клякс. Мастер, так же не должен прерываться во время работы. Всё задуманное должно быть написано в одном порыве. Огромное влияние на каллиграфию оказал дзен-буддизм, именно он наделил неким таинством и даже медитативной силой процесс написания иероглифов. Важен даже не результат, важен сам процесс, чувства и мысли, которые он вызывает у мастера, какие открывает истины. Каллиграфия – практика духовного развития.
Каллиграфия пришла в Японию вместе с иероглифами из Китая. Существует три стиля каллиграфии, аналогичные нашим формам написания:
кайсё – обычный (楷書 かいしょ ка́йсё (название каллиграфического стиля написания, самого близкого к печатным знакам)),
гёсё – полукурсив (行書 ぎょうしょ гё:сё (каллиграфический стиль — полускоропись)),
сосё — курсив/скоропись (草書 そうしょ со:сё (каллиграфический стиль — скоропись)).
В стиле кайсё в иероглифах четко прописывается каждая линия, кисть, по завершении каждой линии отрывается от бумаги, а сами иероглифы получаются «правильными» как из словаря и угловатыми. В противовес ему стиль сосё – скоропись, где кисть практически не отрывается от бумаги, местами оставляя почти сухие штрихи, а написанное, порой очень трудно прочесть. Гесё, соответственно, стиль совмещающий в себе скоропись и возможность прочесть написанное.
Кайсё квадратный стиль |
Гёсё полукурсивный стиль |
Сосё курсивный стиль |
Японцы вполне себе современный народ, как и мы, они давно перешли на компьютерные письма, e-mail, общение через телефон, но некоторые вещи, все же до сих пор принято писать от руки. Например, подписывать открытку, желательно вручную и лучше кистью в манере каллиграфии. Считается, что текст, написанный кистью, передаёт настроение автора, почерк — отображает настроение души. В современной Японии каллиграфия считается одним из видов искусств, существуют отдельные музеи каллиграфии и каллиграфические выставки. Этому искусству маленьких японцев обучают а начальной школе, а также его преподают в вузах.
Комментарии: