teatr_kabuki

Кабуки

Культура Японии Фотогалерея Япония

teatr_kabuki
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других. Думаю, каждый представляет огромную и красивую сцену, где играют актёры в пышных и ярких костюмах, их сопровождает музыка. Но японских театр отличается от традиционного.

Кабу́ки — это один из видов традиционного театра Японии. Соединяющего в себе пение, музыку, танцы и драму. Слово «кабуки» в его оригинальном написании на японском языке состоит из трёх иероглифов — 歌舞伎/かぶき, где символы 歌舞/かぶ (кабу) обозначают словосочетание «песня и танец», а символ 伎/き (ки) — «мастерство».
Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев.

teatr_kabuki
Памятник Идзумо-но Окуни в Киото

Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1603 году стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города, где было достаточно многолюдно. Позже в свои выступления она стала добавлять романтические и светские танцы, которые исполнялись под звучание различных музыкальных инструментов (флейта, барабаны). Окуни стала выступать на сцене. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни.

Новый жанр быстро стал популярен, что повлекло за собой создание новых трупп. Можно сказать, что с этого и началось зарождение театра кабуки. Изначально кабуки представлял собой, в большой степени, грубые и неприличные постановки; многие актрисы вели аморальный образ жизни. Из-за этого для названия кабуки иногда использовали омоним (歌舞妓/かぶき кабуки, «театр поющих и танцующих куртизанок»).

teatr_kabuki

Несколько грубая и даже неистовая атмосфера театральных представлений кабуки привлекла к себе внимание сёгуната Токугава, и в 1629 году, в целях сохранения общественной нравственности, женщинам было запрещено выступать на сцене. В виду большой популярности кабуки, место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Но и это не сильно изменило положение, так как представления зачастую прерывались дебошами, что заставило сёгунат запретить выступления юношей на сцене кабуки в 1652 году. С 1653 года в труппах кабуки могли выступать только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного вида кабуки.

teatr_kabuki

Что касается сцены, то в театре кабуки она имеет своеобразное строение. Её авансцена «ханамити» (花道/はなみち, букв. «цветочная тропа» или «путь цветка»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале. Театры кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в XVIII веке вращающиеся сцены, механические люки и т. д., что значительно повысило эффектность театральных постановок. В кабуки, как, впрочем, и в некоторых других традиционных японских театрах, смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес (агэмаку) не задвигается. Рабочие сцены — куроко ( 黒子/くろこ – сценический ассистент в театре Кабуки), одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.

teatr_kabuki

Важными особенностями кабуки являются «язык поз» – миэ (見え/みえ – поза актёра (в театре Кабуки)), с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; а также грим кэсё (化粧/けしょう – косметика, макияж; грим), привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей.

Как же происходит преображение актёра? Сначала волосы актёра завязываются специальной шёлковой материей, затем актёр наносит белила на переднюю часть шеи и лицо, кисточкой наносит краску на губы и брови, подкрашивает глаза, следом слой белил наносится на руки и ноги, гримёр накладывает белила на затылок, после этого актёру на голову надевают парик. Затем актёра облачают в театральный костюм (нижнее и верхнее кимоно), поверх завязывают пояс оби, и в таком виде перед выходом на сцену актёр последний раз проверяет и подправляет грим.

Одним из самых важных атрибутов актера является его красочный грим, на который тратится немало времени. Обычно, перед тем, как на актёра надевается парик, на его лбу разглаживают морщины и подтягивают вбок кверху кожу у наружного края глаз. Некоторые актёры погибали от отравления свинцом, поскольку использовали ядовитые свинцовые белила, обладавшие лучшими на тот момент кроющими свойствами.

teatr_kabuki

По цвету грим разделяется на три большие группы: красный оттенок символизирует справедливость, смелость и сверхчеловеческую силу, а фиолетово-синий — страх и скрытую злобу. Также существуют специальные расцветки грима для отображения животных. В некоторых случаях грим актёра меняется прямо на сцене во время пьесы: актёр может незаметно для зрителя нанести на себя дополнительные линии.

В современной Японии кабуки остаётся довольно популярным жанром — это самый популярный вид театрального искусства среди всех традиционных японских драматических жанров. В некоторых театральных труппах женские роли снова стали исполнять женщины. 24 ноября 2005 года кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» ЮНЕСКО.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *